Опубликовано 24.02.2016 в 15:47

По Дону от Лисок до Павловска

Судейская сумма баллов — 65

Предварительное место — 4

Тексты перед публикацией не редактируются!

20 оценок, среднее: 3,50 из 520 оценок, среднее: 3,50 из 520 оценок, среднее: 3,50 из 520 оценок, среднее: 3,50 из 520 оценок, среднее: 3,50 из 5 (20 голосов, средний балл: 3,50 из 5 максимальных)
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.
Загрузка...

ДЕНИС ЗЕЛЕНОВ

По Дону от Лисок до Павловска

Очень жарко. Солнце неимоверно палит, отражаясь в тусклой воде большой реки.  Солнечные блики слепят глаза. Вода напоминает ртуть, и кажется, хлынет на берега.

Жара и духота расслабляет, хочется спать. Ноют натруженные, уставшие мышцы, лицо и руки уже начали обгорать под лучами солнца. Хочется домой, к маме, любимому дивану и компьютеру. Мы снова путешествуем на байдарках. «Надо грести!» — слышен вопль нашего Начальника. Идет первый час нашего движения по маршруту.

Меня Зеленов Денис, я учусь в 10 классе Павловской школы №2. Летом 2015 года после окончания 9 класса я со своими друзьями Андреем, Александром и Антоном участвовали в летней экологической экспедиции Научного общества учащихся нашей школы «Дон 2015». Это была уже не первая наша экспедиция на байдарках, и мы уже знали, что нас ожидает нелегкий путь по реке Дон от города Лисокдо родного Павловска. «И всего-то 120 километров» — говорил наш Начальник экспедиции, учитель географии нашей школы, когда зимой мы только готовились к путешествию. Кроме Начальника в экспедиции принимал участие учитель ОБЖ Вячеслав Анатольевич и экс-президент Научного общества учащихся, студент второго курса ВАСУ Виталий, который ради участия в экспедиции досрочно сдал летнюю сессию.

Право участвовать в экспедиции далось нам нелегко. Пришлось весь год участвовать в работе Научного общества учащихся, писать отчеты о прошлой экспедиции, выступать со своими исследовательскими работами на станции юных натуралистов, в ВГУ,  ВГАУ, ВГПУ и центре атомной энергетики. Еще мы убирали мусор, сажали деревья, развешивали кормушки и скворечники. Мне повезло, и я достиг карьерного роста, став президентом Научного общества. Но это потребовало от меня огромных усилий.

Остались позади экзамены ГИА, где нас обыскивали и заставляли под камерами писать довольно простые задания по математике и русскому языку. Несмотря на весь накал страстей, я и мои друзья написали все экзамены, мы как бы умные, большая часть списало, несмотря на камеры, и металлоискатели и все усилия организаторов по запугиванию бедных детей.

В этом году от организационных хлопот нас избавили экзамены. И вот рано утром мы погрузили в школьный автобус снаряжение, провизию, воду в 5-ти литровых бутылях, личные вещи и выдвинулись из Павловска в Лиски, где должно было начаться наше путешествие.

В Лиски мы заехали со стороны НижнегоИкорца. Река Икорец который мы проехали по мосту произвел впечатление довольно приличной реки. «Может отсюда зайдем» —  предложил Виталий.  «Посмотришь на устье этой реки на Дону, вспомнишь свое предложение» — сурово ответил Начальник. Он всегда пока байдарки не на воде злой и суровый. Экзамены ему дались трудней, чем нам, мог бы и привыкнуть, он их каждый год пишет.

Город Лиски, в который мы въехали явно не с парадного входа был просто убогой деревней. Старые покосившиеся дома, песок и запыленные американские клены. У одного дома рос куст конопли, которая поднималась выше крыши. Петляя узкими переулками, автобус высадил нас на небольшой пляж на берегу Дона. Место явно не производило впечатление ухоженного, кучи мусора, странная канава по которой в Дон, что то стекало, труп собаки у дороги. Да это не Бобров и не  Битюг.

Быстро разгрузив автобус и попрощавшись с водителем, начали собирать байдарки. Народ был опытный, на все 3 наших «Тайменя» мы потратили около часа. Несмотря на утро на Дону были люди. Подъехав на машине и накачав надувную лодку, местный житель проверял сети, поставленные прямо в городской черте. Несколько изрядно нетрезвых молодых людей пытались купаться, а затем доставали Начальника, куда мы идем и просили прокатить или взять с собой.  Вскоре они удалились. «Тут всегда пьяные – место такое» — подвел итог общения с ними Начальник. Но другого удобного места с подъездом к Дону тут не было.

Байдарки собраны, быстро позавтракаем бутербродами и неизбежными бананами. Начальник опять кричал про макак и столовую, для него это больное бананы. Грузим снаряжение. Началась и научная программа зоологи углядели чайку, крачек, серую цаплю, черного коршуна кулика перевозчика словом весь стандартный для Дона набор птиц. Вода в Дону грязная с большим количеством органики, да это не Битюг.

Старт, Начальник включил навигатор, который отсчитывает пройденные нами километры, пока «ноль» но вот взмах веслом начался отсчет первых метров и километров маршрута. Ветер странствий подхватил и понес нас навстречу приключениям.

Все участники не первый раз сели в байдарку, поэтому мы сразу взяли хороший темп. Длинный донской плес способствовал этому. Неожиданно малолюдными казались покрытые лесом берега реки.  Вроде бы и Лиски рядом – немалый по меркам Черноземья город, а людей почти нет.

Зоологи продолжали наблюдения и записи. Среди банальных, колоний ласточек береговушек, серых цапель и черных коршунов как стратегические бомбардировщики среди истребителей пролетело пара орланов-белохвостов. Виталий, недавно сдавший экзамен по инженерной геологии стал жертвой Начальника. Тот все время мучал его вопросами, благо правый крутой склон долины Дона давал ему в этом много возможностей. Делювий, оползни, оплывины аллювий, висячие и цирковидные балки, карст и сеноман-альбские отложения —  все это преследовало нас всю экспедицию.

Было жарко и душно. По пути мы встретили редкую нынче на Дону баржу с песком, которую толкал в Лиски буксир.  Увидели мы и устье Икорца. Это бетонная труба через которую поток воды стекал в Дон. Странно, что заставило это делать. Даже Начальник затруднился ответить, хотя долго рассказывал про Червлен Яр и Икорецкую верфь, которая была конкурентом нашему Павловску в XVIII веке.

Промелькнула протока, плес сделал небольшой изгиб, впереди замаячила желтоватый песчаный обрыв Духового. Дон здесь подмывает вторую надпойменную террасу левого берега.  Так здесь и образовался высокий песчаный обрыв. Это не частое явление на Дону, поэтому Икорец и называли раньше Червлен Яр.

Мы пристали под обрывом, чтобы искупаться и перекусить. Дон не стал чище, но жара все равно загнала нас в воду.  Кроме колбасы и прочего Начальник дал нам еще и по подтаявшему шоколадному батончику.  При этом он опять вспоминал столовую, комплектовавшую наше продовольствие. Забегая вперед скажу, что до завершения экспедиции всех шоколадных батончиков мы так и не съели.

Снова в путь, промелькнула отмель, село Духовое с обширными усадьбами и домами новых бар и депутатов. Места становились все более и более дикими. На покрытых лесом берегах не было ни души. Только кулики, бегали по отмелям, пронзительно перекликаясь.  Зоологов развлек орел карлик, который согласился на фотосессию. Он был светлой окраски, и о том, что это орел карлик, а не скопа стало ясно уже после экспедиции, когда фото посмотрели специалисты.

Выход протоки, село Щучье, пристань, где грузят на баржи песок, мы гребем дальше. Снова донские просторы, низкие берега, поросшие мрачным и густым пойменным лесом. Поворот и впереди меловой обрыв стеной поднимающийся перед нами. На нем какие-то беседки, столы навесы. Судя по крикам, там основательно отдыхает большая и веселая компания. Рядом в балке притаилось село Переезжее. Позднее нам рассказали, что это место с беседками называется «Шпиль» и там любит отдыхать немецкий инвестор черных коров постепенно заполоняющих Воронежскую область.

Вода в Дону становилась заметно чище. Справа теперь мелькали обнажения мела, левый низкий берег все также покрывал густой пойменный лес.  Миновали протяженный плес, поворот, вход в затон под крутым правым склоном. Свершилось на каменистом пляже, там, где чуть отступили меловые обрывы мы стали на ночевку. В этот день пройдено 33 км. Быстро разгрузили байдарки, поставили палатки. Начальник сварил макароны с тушенкой и ведро чаю. После ужина тянуло отдохнуть, но, нет,Начальник взял меня Андрея и Виталия и мы пошли в пещеру.

Меловые пещеры, вырубленные людьми не редкость на Дону. У нас их более 50.  Одну из них и решил посетить Начальник. Пещера у села Колыбелка или Разбеёк известна давно, о ней писал еще краевед Тевяшов в начале ХХ века. Идти пришлось в гору и довольно далеко, до пещеры несколько километров. По пути Начальник нашел несколько редких растений и был очень доволен, мы за ним едва успевали. Сама пещера находится на меловом склоне в лесу. К ней идет едва приметная тропинка. К счастью найти ее помог новый информационный стенд  с описанием пещеры. Узкий вход, который пришлось преодолеть ползком и вот мы в пещере. Приятно после жаркого летнего вечера ощутить прохладу ее подземелий обожжённым злым донским солнцем лицом.  Все меловые пещеры похожи мраком, узкими запутанными переходами, планировкой и меловыми стенами с неизменными надписями «Здесь был Вася», «НИНКА ДУРА» и «ВОРОНЕЖ РУЛИТ». И каждая меловая пещера имеет свои особенности. В Колыбелской пещере было относительно мало надписей, стояли вырезанные из мела иконы и даже был целебный святой камень с горы Афон. Начальник нашел в трещине летучую мышь, а Виталий надпись « Идет война, Господи, помоги Сталину». В сочетании с окопами наверху  склона у тропинки и рассказами Начальника оЩучинском плацдарме это очень сильно впечатляло.

Мы выбрались на поверхность, как же ярко, несмотря на поздний вечер, светит солнце после мрака пещер.  Поднимаясь по склону, просто орем с Андреем от избытка чувств. Начальник нас даже не ругал. Обратно вернулись уже в сумерках. Антон пока мы ходили, поймал судака, запечённый на костре он был съедобен. Чай, печенья и вареная сгущенка, которую Начальник выдал не без терзаний, достойно завершили день, а остатками макарон мы еще накормили местных рыбаков.

Утром нас разбудил Начальник. Он уже успел сходить по склонам и собрать целый сноп любимых бурьянов, а сейчас готовил завтрак и спорил с Виталием. В руках у них были округлые камни, толи каменные ядра, толи яйцо динозавра. Все оказалось и проще и сложнее. Начальник назвал их стяжками, это песчаные конкреции чисто природное геологическое образование.  Часть из них мы взяли с собой.

Завтрак состоял из неизбежной овсянки. Пришлось есть. Начальник, Вячеслав Анатольевич и Виталий при этом громко ржали как кони. Правда потом было почти ведро какао, печенье и вареная сгущенка, мы простили Начальника.

Движемся вперед, промелькнула спрятанное в балке село  Колыбелка, несколько поворотов Дона и прямой и длинный плес у Прияра. Дул сильный ветер, как всегда в лицо. Байдарки качает, и мы гребем изо всех сил.  Укачивает так, что утренняя овсянка начитает проситься наружу.  Спасительный поворот, и лес закрывает нас от ветра. Отдых на ослепительно белом донском пляже. Зоологи опять считают куликов.

И снова гребем, повороты, широкий плес и обширный меловой склон.  На обед мы остановились в устье реки Сарма на Марковском пляже. Отдыхаем и купаемся. Начальник достал сало. Настроение резко улучшилось. Еще поворот. Мы плавно въезжаем в родной Павловский район. Он теперь по левому борту. На правом берегу привлекают внимание три крупных меловых останца у самого берега. Их правильные очертания наводят на мысли об их рукотворном происхождении, но Начальник и Виталий в один голос говорят, что это природное образование. Чуть ниже в меловом склоне почти у самой воды виден вход в пещеру. Как рассказал Начальник это пещера современного отшельника, вырытая им несколько лет назад, но сейчас заброшенная.  Интересно, какие грехи заставляют рыть пещеры?

Огромный прямой и широкий плес. Ветер как всегда в лицо. Дон все же не байдарочная река! Вот село Костомарово. Прямо у воды среди убогих крытых камышом, треснувшим шифером и черным толем хатенок стоит огромный кирпичный дворец, от него к Дону широкими ступенями спускается бетонная лестница. Даже стоящее невдалеке здание местной школы кажется по сравнению с ним убогим.  Наверное, это дворец депутата или инвестора. Возможно здесь и живет отшельник который рыл пещеру.

Остров посреди Дона, обширная балка, по которой тянется Костомарово, где то вдали золотые отблески куполов Спасского монастыря. Снова тянутся меловые склоны правобережья и бесконечные левобережные леса, в просветах которых видны заливные луга. Донские берега по-прежнему безлюдны. Жарко. Вдруг за ивами виден песчаный пляж. С людьми, лавками, кабинками, фонарями и громкой музыкой. Такого нет даже у нас в Павловске! Суровый Начальник не дал нам причалить в Колодежном, а ведь с воды был отлично виден ларек с моими любимыми чипсами. «Солнце еще высоко, гребите». Сатрап, ему бы на галеры капитаном. Спасательная вышка на пляже сделана как старинная казачья  каланча, а спасатель на ней в казачьей фуражке. Он кричал нам, что то несвязное. Его товарищи мирно спали в тени под вышкой. Наверное, они устали спасать людей и прилегли отдохнуть.

Немного ниже мы причалили  в лесу у правого берега и сходили на родник за водой. Это самый большой родник Воронежской области. Вода холодная и очень вкусная. Чаша родника, где вода бьет из меловых пород по площади как школьный класс. На ручье, который идет от родника стоит водяная мельница, она действующая!!! Это очень прикольное и интересное место. Но за чипсами в  ларек Начальник так и не пустил.

Гребем из последних сил, и даже серые цапли и зимородки не радуют зоологов. Жарко палит солнце. Его блеск, отражаясь от донской воды, слепит глаза. Очередная обширная речная дуга среди пойменных лесов, поворот и мы становимся на поросшей кустами ив косе. Мы в устье реки Битюг у хутора Ступино. Мы прошли 47 километром. Ставим лагерь, купаемся и без сил лежим на песке.  Слегка перекусив бутербродами с салом, отправляемся с Вячеславом Анатольевичем на маршрут. Начальник варит плов, наше присутствие ему мешает, он злой. Ничего на хуторе я найду магазин и чипсы!

Битюг течет сейчас по другой протоке и здесь его русло заросло. Пойменный луг и на песчаном бугре стоит хутор Ступино. Здесь старые, еще крытые камышом дома, у которых не растут деревья, песок. Выяснилась ужасная вещь, на хуторнет магазина. Бедные люди как они живут без чипсов. На окраине стоит настоящая ветряная мельница. Правда, внутри нет механизма, только лежит разбитый жернов. На другом краю хутора памятник здешнему уроженцу Герою Советского Союза Калашникову Ивану Абрамовичу. Хуторской мемориал заботливо ухожен и покрашен, на клумбе цветут цветы. Лишь мы спустились на луг, как увидели, что из высокой травы на нас смотрит крупная птица. Белый аист позволил сфотографировать себя, и удалился, с чувством собственного достоинства взлетев над лугом.

В лагере нас ждал плов и Начальник. Мы съели почти ведро плова и перемазались все как свиньи. Начальника смягчил наш аппетит, а нас его плов. Купались в сумерках на Ступинской косе, пили чай. Жизнь была прекрасна, мы быстро уснули.

Утром нас разбудил Начальник. Он опять утром бегал чего то глядеть. Я наконец то отмылся от вчерашнего плова. Завтрак неизбежной гречкой, какао (о моя прелесть). Сворачиваем лагерь, грузимся гребем.

Места уже хорошо знакомые. Обрывы Динской с сотнями нор ласточек береговушек, устье протоки Битюга, Тупка и парой орланов-белохвостов, Перевалы, Коловерть, Верхний Карабут и Белогорьевский мост. Подстегивает близость дома.

Останавливаемся перекусить на пляже в села Александровка-Донская. Сало все лучше и лучше, его все меньше и меньше. Жарко, мы гребем. Белогорьевские колена один поворот сменяет другой, они бесконечны, гребем. Пляж села Белогорье, по сравнению с Колодежным просто дикий пляж, но народу тут больше. Нам кричат, машут руками, мы машем веслами.

Очередной поворот. Белые мела и дивы у хутора Кирпичи, плес, Пронькин яр, Стародонье. Показались крыши и дома родного Павловска. Мы дома. Пристаем на старом пляже у каменной лестницы. Носим снаряжение, сушим и складываем байдарки.  Мы прошли свои 120 километров Дона.

Дома хорошо, отмокаю в горячей ванне, интернет и компьютер. Впереди почти все лето, друзья, деревня,  поездка в Санкт-Петербург, отдых с родителями в Турции и профильная смена РГО в «Артеке». Но на следующий год мы опять пойдем с Начальником на байдарках по Битюгу или Дону!

Автор публикации: Евгений Плешанов

11 Responses to По Дону от Лисок до Павловска

1. avatar
    AN36 24.02.2016 в 21:22

Интересно понравилось.

2. avatar
    dvolse 24.02.2016 в 21:34

Интересных экспедиций впереди! Конечно, с Начальником!!!!!!!!!!

3. avatar
    dezel500 25.02.2016 в 13:50

Мне понравилось

4. avatar
    kapdina 25.02.2016 в 14:25

Очень интересный очерк! Узнала много интересного о его Начальнике))))))

5. avatar
    grigoriyp 25.02.2016 в 20:08

Денис, отличное и содержательное описание. С удовольствием вспоминаю родные места. Спасибо! Отличная оценка!

6. avatar
    maxim_netesov 25.02.2016 в 20:38

мне очень понравилось

7. avatar
    change1337 25.02.2016 в 21:22

всё замечательно,мне понравилось

8. avatar
    natali maslova 26.02.2016 в 08:57

Очерк очень интересный и познавательный. Молодец! Как всегда работу выполнил на отлично! Руководителю спасибо.

9. avatar
    Pooh 26.02.2016 в 10:03

Забавный слог! С удовольствием прошел маршрут, тосковал по лету, сидя за компьютером ))). «Начальнику» привет!

10. avatar
    NAG 28.02.2016 в 10:59

Мне понравилось. Читать интересно. Однозначно лучший очерк. Автору надо улучшить грамотность

11. avatar
    ANDRE 20.03.2016 в 12:52

Больше всего понравился этот очерк!!!