На байдарках по Хопру. Путевые заметки

24.02.2016

Судейская сумма баллов — 71

Предварительное место — III

Тексты перед публикацией не редактируются!

23 оценки, среднее: 4,35 из 523 оценки, среднее: 4,35 из 523 оценки, среднее: 4,35 из 523 оценки, среднее: 4,35 из 523 оценки, среднее: 4,35 из 5 (23 голосов, средний балл: 4,35 из 5 максимальных)
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.
Загрузка...

ТАТЬЯНА БОЛОВИНЦЕВА

На байдарках по Хопру. Путевые заметки

 

Так случилось, что мне, тихой спокойной женщине средних лет, любящей проводить свободное время дома с хорошей книгой или пяльцами в руках, пришлось этим летом отправиться в байдарочный поход по реке Хопер. Почему пришлось? Сменила место работы, а там летний байдарочный поход со школьниками — давняя традиция. Ну, и еще были причины, которые не особо важны и интересны.  «Отправиться» — не совсем то слово, теперь, когда дни похода остались позади, правильнее будет сказать  «мне посчастливилось» или даже «мне повезло». Участниками похода были дети, студенты и взрослые-руководители. Я была взрослым-руководителем (как ошибочно считали дети).

Итак, краткие путевые заметки непутевОй  женщины.

 

День 1. 3 августа 2015 года.

Сегодня мы отправляемся. Не забыть, что на байдарках ходят, а не плавают. И не показать, что волнуюсь. На меня же дети смотрят (которые уже по 2-3 раза в таких походах были).

Собираться начали с утра. С некоторой боязнью смотрю на гору вещей: неужели это все можно распихать по этим узеньким байдаркам? Оказалось, можно, как это получается, для меня до сих пор загадка. Собрались-то быстро, но задержали нас журналисты-телевизионщики, которым решили запечатлеть наше отправление для истории. Запечатлевали они почти до трех часов дня, и неожиданно поймала себя на мысли:»Уже очень хочется отплыть, наконец!» Не думала, что такая мысль появится, так как человек я хилый, слабый, любящий комфорт, ничего не умеющий, плохо плавающий, да еще и трусиха, т.е. вещь в походе абсолютно бесполезная. Но демонстрировать же это нельзя, я  педагог все-таки.

Со мной в паре в байдарке Сергей, студент-второкурсник. Я понимаю, что мне повезло, а парню остается только посочувствовать.

Загружаем байдарки, пытаюсь оказать посильную помощь, но, кажется, только мешаю.  Сергей загружает меня в байдарку вместе с вещами, ощущаю себя обезьяной с веслом. Главное — не перевернуться. Сижу, как будто проглотила кол, лихорадочно вспоминаю инструкции «Не раскачивать корпус, работают только руки».

Плывем!!! Нет, идем! На байдарках ходят. Стараюсь изо всех сил, чтобы хоть какая-то польза от меня была, но есть подозрение, что только весла купаю. Немного страшновато, но я думала, будет хуже. Пока мне нравится. Смотреть по сторонам не решаюсь, надо вглядываться, нет ли где коряг под водой. Коряги — моя ответственность. Не хватало еще байдарку повредить из-за моего ротозейства.

Что ж вода эта с весел льется на меня и льется! Все сухие, а у меня в воде вся одежда и в байдарке полведра уже, наверное.

Сергею не интересно со мной тащиться. Иногда он начитает   грести с такой силой и скоростью, что моя задача  только сохранять равновесие и не потерять весло. Чувствую себя бушпритом на носу корабля, разрезающим волны!

По пути останавливались, поднимались на очень крутой и высокий склон. Красотой природы могу любоваться только на суше, на воде сижу как часовой в дозоре. Природа, конечно, изумительная.

Сегодня прошли около 10 км. Вроде и не устала. Интересно, это я такая сильная или просто не гребла. На стоянке процедура разгрузки (загрузка в обратной перемотке), и установка палаток. Со мной в палатке люди бывалые, как они ее поставили, я и не заметила. Успела только веревочку на мешке развязать. Радует, что домой пока не хочется. Телевизора нет, интернета нет, телефон не ловит. Можно спать. Мой первый опыт ночевки в спальном мешке. Интересно, каким он будет. И во что я вообще ввязалась. Ну, время покажет.

 

День 2. 4 августа 2015 года.

Утро началось часов в 6. Раньше всех встают дежурные, но сегодня с дежурными встала вся группа. Вроде не шумел никто, но в 7 утра все на ногах. Наверное, народ выполз из палаток на запах жареной рыбы: ночью мужчины поймали 12 штук.

Несмотря на ранний подъем в путь отправились где-то в половине 11-го. Гору вещей, которую разгрузили вчера, нужно загрузить обратно. Бегаю от мешка к мешку, стараюсь быть полезной. Только главная польза от меня пока — не мешать. У меня подозрение, что Сергей воспринимает меня, как груз. Он сначала грузит мешки, потом меня, дает два весла, и отправляется помогать другим. Сижу в байдарке чуть ли не раньше всех. Мучает совесть.

Наконец, отправились. Сегодня Хопер какой-то мелкий, полно коряг. Жутко боюсь наткнуться на какую-нибудь по недосмотру. Часто приходится лавировать между ними, идем друг за другом, цепочкой. Вижу только как весло погружается в воду, и поднимается из воды, какие там красоты природы! Да еще и мозоли первые появились. В перчатках грести невозможно, руки скользят, весло не чувствую, а надо же грести, как говорят бывалые, «протаскивать байдарку», а не весла купать. А у меня подозрение, что я именно купаю, так как мышцы особо не болят.

Сегодня чуть больше прошли, где-то километров 16. Оказывается, на стоянку всегда становятся часа в 4 дня, чтобы успеть все до темноты. Сегодня стоим в дубраве, место хорошее, можно купаться. А то чувство, что ты потный и грязный, начинает напрягать. И из воды вылез — ноги опять грязные, брррр! Ну, сама напросилась, знала, что не в отеле жить придется. Раз люди отправляются в байдарочные походы снова и снова, значит, что-то в этом есть. Просто до меня еще не дошло. Будем ждать.

 

 День 3. 5 августа 2015 года.

Сегодня вставать с дежурными уже не хотелось. Кстати, боялась, как же с процессом приема пищи, песок, посуда в жиру и все такое. Оказалось, это вообще не проблема, речной песок отмывает лучше любого моющего средства, и еда вроде без песка. По крайней мере, мне ни разу не попался. В процессе погрузки-разгрузки вроде нашла свое место, Сергей грузит, я подношу.

Сегодня проплывали слияние рек Хопер и Савала. Вот это было чудо! Хотелось, как и на огонь, смотреть вечно.  Не думала, что граница рек вообще может быть такой четко, как прочерченная карандашом линия. У Хопра вода мутнее, течение более сильное, а у Савалы вода чистая-чистая, порой трудно понять, какая глубина, потому что кажется, что дно вот оно, рядом.

Сегодня проплыли километров 18, темп нарастает. На этом участке река практически не извивалась, прямая, без препятствий, широкая. Опытным участникам скучно, а по мне, так замечательно. Главное, коряг нет, хоть по сторонам посмотрю, что за места, что за красоты.

Место для стоянки найти трудновато было, берега крутые. Но это еще полбеды, а вот что глубоко у берега — это проблема для меня. Пловец-то из меня, прямо скажем, так себе. Не смертельно, но, мягко скажем, лишено приятности.

Зато я сегодня видела слияние! И оно того стоило!

 

День 4. 6 августа 2015 года.

Утро ничем не отличалось от предыдущего. Спать только хотелось сильнее. Зато день оказался более, чем насыщенный.

Началось все с понтонного моста. Оказывается, это очень опасная штука, под ним очень сильное течение, и узкие проходы. Запросто может затянуть, закрутить, перевернуть и прочие страшные вещи. Смотрю на этот пенящийся поток, и понимаю, что не справлюсь. Ладно, если сама утону, но я же могу утопить имущество экспедиции!

Мужчины взяли на себя эту опаснейшую миссию по проведению байдарок под мостом. Как это было, не знаю, потому что с частью группы ушла в ближайшую станицу за хлебом и водой. Запасы продовольствия начинают потихоньку уменьшаться.

Так приятно идти по твердой земле, кругом поля, луга, палящее солнце. Можно идти и не бояться, что перевернешься и окажешься в воде. Но, пока ходили, успела соскучиться по байдарке. Руки требуют весло.

А по возвращении нас ждал сюрприз. Байдарки были проведены под мостом, что хорошо. А вот что сегодня День капитанов — это плохо. Это очень плохо. Это ужас. Я боюсь. Верните меня домой.

День капитанов — это когда новичков или просто менее опытных участников похода сажают управлять байдаркой. Отказаться нельзя. Опытным капитанам подсказывать нельзя. То, что понятия не имеешь, как ей управлять, байдаркой этой — не аргумент. Остается уповать на благоразумие Сергея. Не думаю, что ему хочется, чтобы я байдарку перевернула. А он со мной в одной лодке.

Краткий инструктаж перед заплывом. Очень краткий. Точнее, мне разъяснили, что значит «табанить». И все. Наверное, этого достаточно. Вскрытие покажет.

Итак, в путь. Положение осложняется еще и тем, что капитан сидит сзади, то есть я, кроме широкой спины Сергея, еще и ничего не вижу. Пытаюсь что-то делать. Байдарка вертит носом, как капризное животное. Как же сделать, чтобы она шла прямо. Если ничего не делать, ведет то вправо, то влево. Пытаюсь равнять — еще хуже. Хорошо, хоть Сергей меня не бросает, помогает. Ну, на это я и надеялась, он же себе не враг.

Но это еще не все. Теперь соревнование, кто быстрее. Какое быстрее, тут бы не перевернуться.  А Сергею, похоже, отставать не хочется. Он начал грести, да еще как! С каждым взмахом его весла на меня выливается ведро воды, не меньше. Хорошо, если в перерыве воздуха успеваю глотнуть, и дыхание задержать. Грести не успеваю вообще, в какую сторону мы плывем — понятия не имею. Точно знаю, что не в обратную сторону, и то слава Богу. В ответ на удивленный Серегин вопрос: «Что же вы не гребете, я один не выровняю!» смогла только выпустить, как кит, фонтанчик.

Похоже, пальцы рук у меня теперь навечно останутся в согнутом положении, по диаметру весла. Распухли, как сардельки, не двигаются, и я их вообще не чувствую. Как никогда рада, что наконец-то стоянка. И совершенно не важно, какой берег, и какое дно. Если что — дойду как водолаз, под водой.

Сегодня мы стоим в саду: дикие яблоки, груши, ежевика. Красота. Тишина. Сегодня особенно остро ощутила  свою оторванность от остального мира, от цивилизации. С удивлением заметила, что звонить домой совершенно не хочется. Такое ощущение, что в этом мире есть только экспедиция, только 15 человек, с которыми ты в походе. Остальные, близкие, семья — очень далеко, на другой планете. Я их очень люблю, но сейчас мне так хорошо, именно здесь, именно с этими людьми. И покой. Душевные покой. Только здесь понимаешь, как много мы суетимся, нервничаем, переживаем из-за полнейшей ерунды, сколько лишнего в нашей жизни, и это лишнее мы же сами в нее и притащили. А для счастья человеку надо очень мало. И нет ничего вкуснее хлеба и воды. И нет лучше ощущения, чем покой и мир в душе.

 

 День 5. 7 августа 2015 года.

Дни становятся похожими один на другой. Если бы не дневник, тяжело вспомнить, сколько дней мы уже в пути, и какой сегодня день вообще. Немного начинает сказываться усталость. Каждый день мы проплываем немного больше, чем накануне. Сильно отекают руки, особенно пальцы.

Проплывали Урюпинск, перед Урюпинском заходили в одну из станиц, докупили продукты, запаслись водой, так как в ближайшие два дня населенных пунктов поблизости, скорее всего, не будет. Воду стараемся экономить.

Сегодня проплывали пешеходный мост. Место было сложное: очень узкий и низкий проход, после него надо сразу уходить резко вправо, иначе может вынести на стальные тросы, которыми этот мост крепится. Нервничала, что напорчу, но вроде обошлось.

Во второй половине дня поднялся сильный встречный ветер. Грести, конечно, было труднее, но вроде справлялась. Интересное ощущение, как будто дно байдарки цеплялось за песчаное дно. Сидела в байдарке смелая такая, думала, что это дно и есть. Пока мне не пояснили, что это волны такие сильные. Сразу картина в воображении нарисовалась: мы переворачиваемся, и я тону в этих пенящихся волнах. Какой ужас! Надо сидеть и не раскачивать корпус, как учили. Не хочу я в таких волнах купаться!

Наконец-то стоянка. Берег пологий, можно купаться. Красота! Жизнь прекрасна!

 

День 6. 8 августа 2015 года.

Сегодня рекорд — прошли около 25 км. Долго не могли найти место стоянки. Места для стоянки были, но они были заняты отдыхающими, потому что впереди выходные. Наконец, около 6 часов вечера,  разбили лагерь на «дневку» на песчаной косе. «Дневка» — это дневная стоянка, то есть завтра мы никуда не плывем, отдыхаем, «зализываем раны».

Вечер я помню плохо. Помню, что разбили лагерь, поужинали, и я пошла немного полежать в палатке. Очнулась утром. Как только организм узнал, что впереди отдых, вся жизненная энергия   сразу улетучилась. Не было сил даже шевелиться. Как будто воздух из шарика выпустили. А если бы не было возможности устроить «дневку», так бы и была полна сил. И еще 25 км осилила бы. А на следующий день уже точно встала бы, как ни в чем не бывало. Интересно все-таки устроен человеческий организм.

 

 День 7. 9 августа 2015 года.

Сегодня день отдыха. Можно поспать подольше, какая прелесть. На завтрак — «халява». Это блюдо, которое ждут. Крошки печенья заливаются сгущенкой и сбрызгиваются лимонным соком. «Халява» — особое блюдо. Оно готовится традиционно в конце маршрута, потому что печенье, которое брали с собой, после всех разгрузок-погрузок превращается в крошку. Сладкое там, «на Большой земле», не очень люблю, здесь же «халяву» ела с большим удовольствием.

День практически все провели купаясь и загорая. Отлеживались, восстанавливали силы. После обеда приободрились, устроили «фотосессию на воде». Больше дурачились, чем позировали. Особо активные и энергичные товарищи устроили гонки на байдарках. Оказывается, ее скорость около 9 км/ч.

Переходим в режим экономии воды и продуктов, главным образом, воды. Ну, теперь уже не страшно. Завтра завершение маршрута. Не верится как-то. Кажется, что теперь так и будем плыть и плыть всю оставшуюся жизнь.

 

 День 8. 10 августа 2015 года.

Вот и подходит к концу мое приключение. 5 км до понтонного моста станицы Луковской, в автобус, и дома. Странное ощущение нереальности происходящего. Неужели это все. Так быстро. Я оказалась не совсем готова к этому.

Но все оказалось не так быстро. Конечная остановка должна быть после понтонного моста. Но карта оказалась старая, и от моста этого остались только столбики. Но поняли мы это только проплыв два километра вниз по течению.

Два километра против течения – это, как говорят дети, жесть. Многое в жизни попробовать – это, конечно, хорошо, но мысль о том, что обратно нас повезет автобус, не может не радовать.

И вот он, пункт назначения. Разбор байдарок. И когда эти лодки длиной 4 метра уложены в чехлы, понимаю, что теперь точно все, конец маршрута.

Дорога в автобусе пролетела быстро. Разгрузка. Сдаем палатки, спальники, коврики. Родители разбирают детей: загорелых до черноты, исцарапанных, но таких довольных. Безумно жаль расставаться. Все-таки эти 8 дней мы были одной семьей.

Что же дал мне этот поход, нужно ли это было мне? Теперь, когда он завершен, я с уверенностью могу сказать – да, нужно. Это была хорошая проверка себя, проверка характера. Я смогла это сделать, я не ныла, не жаловалась, меня не пришлось снимать с маршрута. Я байдарку не перевернула, в конце концов! Но главное – мне пришлось испытать такие чувства и эмоции, о которых я даже не подозревала. Наверное, именно это заставляет людей отправляться в такие походы снова и снова.

Отправлюсь ли я в на байдарках по реке следующим летом? Честно скажу, я не знаю. Но точно знаю, что пока я не готова сказать «нет».

Метки: , ,

5 Responses to На байдарках по Хопру. Путевые заметки

  1. avatar
    AN36 24.02.2016 в 21:23

    Хопер как и Битюг чудесен. Интересный очерк.

  2. avatar
    dvolse 24.02.2016 в 21:30

    Мне понравилось! Татьяна решилась написать о впечатлениях почти совсем неподготовленного человека, отправившегося в продолжительный водный маршрут! Преодоление собственных страхов, погружение в совсем другой мир, единение с природой…И все получилось!!!

  3. avatar
    NAG 28.02.2016 в 10:58

    Интересный очерк. Правда автор несколько зациклен на своих эмоциях, но это можно понять. В целом неплохо

  4. avatar
    Elena97 11.03.2016 в 13:15

    Очень интересно, написано с юмором, читаешь, как книгу. Захотелось посмотреть на эти места.

  5. avatar
    DAB 26.03.2016 в 19:33

    Читается очень увлекательно. Речь грамотная, язык живой. Очень легко представить себя на месте автора, понять, что он чувствовал.

Добавить комментарий

Календарь

<< Янв 2018 >>
ПВСЧПСВ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4