Опубликовано 21.04.2014 в 13:00

Регламент — горная дистанция

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН

«ДИСТАНЦИЯ – ГОРНАЯ»

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.1. Соревнования по спортивному туризму в группе дисциплин: дистанции – горные (далее соревнования), заключаются в прохождении спортивной дистанции, проложенной по разнообразным формах горного и горного искусственного рельефа (скальном, ледовом, локально-водном, снежном, осыпном и т.д.). Соревнования проводятся в следующих видах дистанций:

• Дистанция – горная – группа (команда) (0840211411Я);

• Дистанция – горная – связка (0840101411Я);

• Дистанция – горная – личная.

1.1.2. Соревнования по данным видам дистанций проводятся в виде групповых (командных) соревнований по 4-6 человек, соревнований связок по 2-3 человека (муж., смеш., жен.) и личных (лично-командных) соревнований.

1.1.3. Соревнования могут проводиться на дистанциях как с обязательными для прохождения маршрутами или обязательными для выполнения техническими приёмами, так и с самостоятельным выбором маршрута (тех. приёма) или маршрутов (тех. приёмов).

1.1.4. Допускается логически обоснованное соединение специальных технических приемов в одну дистанцию соревнований, нескольких отдельных дистанций в одну общую или всех дистанций в одну трассу соревнований с прохождением ее в установленное время с промежуточными финишами (по аналогии с ралли).

1.1.5. Соревнования проводятся в соответствии с действующими Правилами соревнований по спортивному туризму «Группа дисциплин дистанция», настоящим Регламентом и Приложениями к нему, Условиями проведения соревнований и Условиями прохождения дистанции.

1.2. Дистанции соревнований

1.2.1. Дистанция соревнований может быть проложена на одном или нескольких обособлено расположенных полигонах (например, скальных выходах) и состоять из отдельных:

а) маршрутов – локальных участков дистанции между двумя пунктами страховки (ПС);

б) этапов – нескольких логически объединенных маршрутов;

Например, несколько последовательных (следующих друг за другом) маршрутов подъема;

в) блоков этапов (маршрутов) – совокупности нескольких объединенных общей идей или расположенных обособлено отдельных маршрутов или этапов;

г) переходов – участков дистанции, соединяющих отдельные маршруты (п.«а»), этапы или блоки этапов (маршрутов).

1.2.2. Параметры определения класса дистанций:

Таблица 1

Класс дистанции Минимальная протяженность в м Минимальный набор элементов Краткая характеристика сложных участков рельефа, технических приемов
перепад высот в м крутизна определяю-щих пре-пятствий не менее
6 120 подъем, спуск, траверс, или переправа 50 80° Для скального рельефа: сложное лазание (уровень маршрута от 6а до 6с (французская классификация)*, возможно прохождение карнизов или участков с отрицательной крутизной, использование искусственных точек опоры (ИТО), на спусках преодоление нависающих участков, крутизной 120 –150° или козырьков.Для ледового рельефа: подъем на передних зубьях кошек, прохождение нависающих участков (120-150°). Необходимость использования специальных ледовых инструментов и ледобуров в качестве ИТО.Организация специальных технических приемов:транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу. Работа на неудобных ограниченных площадках. Возможна работа с пунктов на отвесах и нависаниях.
5 100 подъем, спуск, траверс или переправа 40 70° Для скального рельефа: сложное лазание (уровень маршрута от 5a до 6а+ (фр.),* возможно с прохождением участков с отрицательной крутизной, использование ИТО.Для ледового рельефа: подъем на передних зубьях кошек, прохождение отвесных или нависающих участков. Необходимость использования специальных ледовых инструментов, ИТО.Организация специальных технических приемов: транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу. Работа на неудобных локальных площадках. Возможны сложные перестежки транспортируемого в висе.
4 80 подъем, спуск,переправа 30 60° Для скального рельефа: уровень маршрута до 5b (фр.)*, возможно использование ИТО.Для ледового рельефа: подъем на передних зубьях кошек (до 70% подъема), стенка 5-7 м, 70-80°.Организация специальных технических приемов: транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу. Работа на удобных локальных площадках.
3 60 подъем,спуск 30 50° Для скального рельефа: более 30% подъема с неудоб-ными зацепками, опорами на трении, стенки 3-5 м, 60-70°, неудобные полки в пунктах страховкиДля ледового рельефа: стенки по 3-5 м, 60-70° подъем на передних зубьях кошек до 50% подъема.Организация специальных технических приемов: спуск, подъем и транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу.
2 40 подъем,спуск 20 45° Для скального рельефа: отдельные участки (20 %) с неудобными зацепками, стенка 2-3 м, 50-60°, удоб-ные, но ограниченные полки в пунктах страховки.Для снежно-ледового рельефа: подъем и спуск в кошках по склону 10-15 м, 40-45°, взаимодействие связокОрганизация специальных технических приемов: извлечение участника из трещины или спуск по склону.
1 30 подъем,спуск 15 45° Для скального рельефа: удобные зацепки и полки в пунктах страховкиДля снежно-ледового рельефа: подъем, спуск по сту-пеням, движение в связках

 

* См. Приложение 1

Примечание к таблице 1:

1. Протяженность определяется как сумма длин этапов. В протяженность не входит переход между этапами.

2. Перепад высот определяется как сумма расстояний по вертикали от уровня начала этапа до уровня окончания этапа при подъеме. При проведении соревнований на рельефе с небольшим перепадом высот допускается на одной дистанции суммирование высот подъема на отдельных участках этапов подъема, но не более 3 этапов.

3. Окончательное определение класса дистанции осуществляется инспектором дистанции.

4. В зависимости от рельефа, природных факторов и др. причин судейская коллегия имеет право изменить указанные параметры, но не более, чем на 20 %,

1.2.3. Предполагаемое (рекомендуемое) время прохождения дистанции в зависимости от класса дистанций и количества участников.

 

Таблица 2

Кол-во человек Класс дистанции и ориентировочное среднее время прохождения в мин.

6

5

4

3

2

1

6

80

70

50

30

20

15

5

75

65

45

30

20

15

4

70

60

40

25

18

12

3

65

50

35

25

18

12

2

50

35

25

12

10

8

1

30

20

15

10

8

5

 

1.3. Прохождение дистанции.

1.3.1. Прохождением дистанции соревнований считается прохождение через контрольные пункты от старта до финиша всеми участниками группы (связки, участника) и контрольным грузом с выполнением Условий проведения соревнований и Условиями прохождения дистанции. Посещение контрольных пунктов снаряжением не обязательно.

1.3.2. Особенности прохождения дистанции, старта и финиша оговариваются Условиями проведения соревнований и/или Условиями прохождения дистанции и разъясняются при демонстрации (показе) дистанции или отдельных ее этапов (маршрутов, блоков). Условия проведения соревнований и схема дистанции, с указанием границ дистанции, места старта и финиша, зон ограничений, контрольных пунктов, пунктов страховки, пунктов смены ведущего и т.п. доводятся письменно до сведения представителям команд до показа и разъяснения дистанции. Разъяснения по прохождению дистанции являются дополнением к Условиям проведения соревнований и фиксируются в протоколе показа, который вывешивается на месте старта не позднее, чем за 30 мин. до старта первой группы (команды, связки, участника).

1.3.3. Как правило условия прохождения дистанций соревнований состоят из двух частей:

а) «Общие условия» — Условия проведения соревнований в целом. Разрабатывают, в том случае, если соревнования предусматривают несколько видов программы (прохождение более одной дистанции);

б) «Условия прохождения дистанции» — Условия выступления по отдельным видам программы, т.е. по прохождению отдельных дистанций.

1.3.4. Группа (команда, связка, участник), готовая для прохождения дистанции, должна явиться к судье при участниках сразу после старта предыдущей группы (связки, участника). На проверку снаряжения и подготовку к старту предоставляется определенное время, зависящее от занятости дистанции, и затем группа (команда, связка, участник), вызывается в стартовую зону. По истечении 10 минут (5 минут — для связок и участников) после вызова в стартовую зону дается старт независимо от степени готовности участников. Увеличить это время может главный судья соревнований или его заместитель на дистанции (по виду или по судейству).

1.3.5. На всех классах дистанций могут быть предусмотрены укороченные варианты, прохождение которых оговаривается в Условиях прохождения дистанций.

1.3.6. Финиш на дистанции определяется по пересечению финишной линии участником, всех участников связки или группы (команды), контрольного груза и снятию командных веревок или отказа от них, если финиш не оговорен особо в Условиях прохождения дистанции.

1.3.7. Началом движения участника на этапе (маршруте) является снятие его с самостраховки (если начало этапа находиться в опасной зоне) или пересечение естественной, условной или нанесенной на рельеф линии, обозначающей границы этапа (если начало этапа находиться в безопасной зоне, когда участник не стоит на самостраховке).

1.3.8. Посещением пункта (контрольного, страховочного и др.) является касание участником перил самостраховки или точки страховки (петли) на данном пункте или обозначенной области.

1.3.9. На дистанции может быть предусмотрена транспортировка контрольного груза, вес которого и его распределение определяется Положением или Условиями проведения соревнований.

1.3.10. Прохождением контрольного груза через пункт считается посещение пункта участником (п. 1.3.8.), несущим груз или касание груза участником, находящимся на этом пункте.

1.3.11. Запрещается одновременное движение на одном маршруте двух и более участников, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

1.4. Обеспечение безопасности на дистанции

1.4.1. Участок рельефа, используемый для оборудования дистанции, не должен находиться в месте, опасном из-за возможности обвалов, лавин, камнепадов, селевых потоков, наличия скрытых трещин и др. Его необходимо тщательно очистить от свободно лежащих или непрочно закрепленных предметов (камней, кусков льда и др.), а в случае невозможности их удаления, необходимо установить вокруг них зону ограничения в виде замкнутой линии. Участок реки, выбранный для оборудования дистанции, должен иметь безопасные подходы к месту переправы.

1.4.2. Места старта и финиша и предстартовая зона должны иметь достаточные размеры для размещения участников с контрольным грузом и снаряжением.

1.4.3. Пункты страховки и самостраховки, закрепления и наращивания веревки, организация спуска и «маятника» и др. оборудуются на дистанции судьями, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

1.4.4. При проведении соревнования на высотах более 3000 метров в Положении оговариваются дополнительные требования к участникам делегаций по высотной акклиматизации.

1.5. Тактика

1.5.1. Необходимость составления заявки по тактике и требования к ней устанавливаются Условиями проведения соревнований. Заявка составляется в соответствии с образцом, представленным судейской коллегией, и может включать:

• количество участников на маршрутах;

• способы движения и транспортировки участников;

• способы транспортировки контрольного груза;

• способы или схемы выполнения технических приемов;

• пункты применения технических приемов;

• и т.п. в соответствии с Условиями прохождения дистанции.

1.5.2. Все обозначения в заявке по тактике выполняются в соответствии с требованиями

Приложения 3 к настоящему Регламенту.

1.5.3. Прием заявок прекращается за 15 мин. до старта первой группы (команды, связки, участника) на дистанции, если иное не оговорено Условиями проведения соревнований.

1.6. Определение результатов соревнований

1.6.1. Соревнования могут проводиться с использованием штрафной или бесштрафной систем.

1.6.2. При судействе по бесштрафной системе, если участник получает преимущество при совершении ошибки, судья обязан вернуть участника на место, в котором участник допустил нарушение.

1.6.3. Результат прохождения дистанции при штрафной системе зачета производится суммированием баллов за время, штрафных баллов за нарушение техники и изменение тактики, при этом более высокое место получает группа (команда, связка, участник) с меньшей суммой баллов.

1.6.4. Для перевода времени прохождения дистанций (Т) в баллы на всех командных дистанциях устанавливается соотношение: 1 минута = 2 балла, на дистанциях связок или личных: 1 минута = 4 балла, если иное не оговорено особо Условиями проведения соревнований. При этом подсчет производится с точностью до 0,01 балла.

1.6.5. В случае проведения соревнований по бесштрафной системе места участников (связок, групп) распределяются по времени с учетом снятий, если иное не оговорено особо Условиями проведения соревнований.

1.6.6. Группы (команды, связки, участники), прошедшие дистанцию по укороченному маршруту, занимают места после групп (команд, связок, участников), прошедших дистанцию полностью

1.6.7. Результат команды в общем зачете (по всем дистанциям) определяется по сумме мест, занятых на отдельных дистанциях. При равенстве суммы мест у нескольких групп (команд), предпочтение отдается группе (команде), занявшей лучшее место на основной дистанции соревнований, оговоренной Положением.

1.6.8. Группы (команды), не имеющие зачета на одной или нескольких дистанциях, занимают в общем зачете места после групп (команд), имеющих более полный зачет.

 

 

2. Снаряжение

Ответственность за используемое личное и групповое командное снаряжение несут участники и представитель делегации (тренер команды). Снаряжение должно быть осмотрено и допущено к применению на соревнованиях технической комиссией. К снаряжению, подлежащему осмотру, относятся все элементы страховки и самостраховки: основные веревки, ИСС (индивидуальные страховочные системы), элементы их блокировки, самостраховки, карабины, специальные устройства и т.д., а также защитные каски.

2.1. Веревки

2.1.1. Основная веревка – это веревка диаметром не менее 10 мм, имеющая разрывное усилие не менее 1600 кг и длиной не менее 5 м.

2.1.2. Веревка не должна иметь повреждений оплетки и прядей.

2.1.3. Использование строп и тесьмы вместо основных веревок для применения по пункту 2.1.1. запрещено даже при условии равнопрочности перечисленного снаряжения.

2.1.4. Двойной веревкой является: а) сдвоенная, т.е. сложенная вдвое и разделенная узлами (узлом) на две независимые веревки и имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви;

б) две отдельные веревки.

2.1.5. В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена.

2.2. Карабины

2.2.1. Для работы со страховочными, перильными веревками и для самостраховки участников могут применяться только сертифицированные карабины с муфтами, имеющие разрывное усилие по основной оси не менее 2000 кг, не имеющие каких-либо доработок и повреждений, могущих снизить их прочность. Карабины, имеющие износ в рабочем сечении более 10 %, а также имеющие неисправные пружины защелки или муфты к использованию не допускаются.

2.2.2. Использовать карабины без муфт допускается:

• в оттяжках, используемых на ППС;

• для транспортировки снаряжения и контрольного груза;

• для иных вспомогательных целей, не влияющих на безопасность.

2.3. Специальное снаряжение

2.3.1. Блоки, используемые для движения участников по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы и иметь щечки, не портящие веревку.

2.3.2. Длина оттяжек не более 0,5 м, лесенок не более 1,5 метра, если это особо не оговорено в Условиях прохождения дистанции.

2.3.3. Фиксирующими устройствами являются зажимы закрытого типа, предназначенных для использования производителем, или схватывающие узлы.

2.3.4. Все нестандартное снаряжение, используемое в системах транспортировки участника или натяжения переправ должно быть продублировано стандартным снаряжением. Применение самосбрасывающихся элементов и саморазвязывающихся узлов не допускается

 

2.4. Индивидуальные страховочные системы

2.4.1. Запрещено использование участниками самодельных страховочных систем.

2.4.2. Допускается использование индивидуальных страховочных систем (ИСС), охватывающих бедра и грудь, цельных, или состоящих из беседочной и грудной частей, которые соединяются на груди участника отрезком основной веревки (блокировкой) при помощи соответствующих узлов или специально предназначенным для этих целей карабином.

2.4.3. Точка крепления страховки к ИСС должна находиться на уровне груди.

2.5. Самостраховка

2.5.1. Самостраховка выполняется из основной веревки диаметром не менее 10 мм. Возможно использование сертифицированных строп, лент и пр. с разрывным усилием не менее 1600 кг.

2.5.2. Длина самостраховки не должна превышать 1,5 м (включая ее карабины).

2.5.3. Самостраховка может крепиться к страховочной системе посредством узла или карабина.

2.5.4. Самостраховка должна крепиться спереди на уровне пояса выше центра тяжести, исключая опрокидывание участника.

2.6. Каски

2.6.1. При прохождении дистанции участник обязан постоянно находиться в каске.

2.6.2. Разрешено использование только сертифицированных касок, если иное не оговорено дополнительно.

2.6.3. Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособ-лением для крепления на голове и шнуром, исключающим потерю каски участником.

2.6.4. На каске каждого участника должен быть нанесен свой номер (от 1 до 8). Номера нано-сятся арабскими цифрами по два с диаметральным расположением на каске, резко отличаю-щимся цветом и должны легко считываться на расстоянии до 10 м. На каске капитана группы (команды) должен быть отличительный знак «К».

2.7. Узлы

2.7.1. Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению Приложением № 4 к настоящему Регламенту.

2.7.2. Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагру-жаться согласно рекомендациям по его применению.

2.7.3. Участникам при прохождении дистанции запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

 

2.8. Командные пункты страховки (ПС)

2.8.1. В случаях, когда в соответствии с Условиями проведения соревнований группа (команда, связка, участник) обязаны, пользуясь своим снаряжением, сама организовать в указанных судейской коллегией местах командные пункты страховки, эти пункты должны быть сблокированными с судейским пунктом страховки.

2.8.2. В качестве материала для оборудования командных пунктов страховки могут применяться куски основной веревки или сертифицированные страховочные петли.

2.9. Контрольный груз

2.9.1. Вес контрольного груза определяется Условиями проведения соревнований. Контрольный груз выдается группе (команде, связке, участнику) судейской коллегией.

2.9.2. Контрольный груз транспортируется в отдельных (от снаряжения) командных рюкзаках. Запрещается транспортировать рюкзаки с контрольным грузом внутри рюкзаков со снаряжением.

2.9.3. Подъем рюкзаков с контрольным груза осуществляется любым способом, спуск только на участниках или по крутонаклонной переправе, что должно быть оговорено в Условиях прохождения дистанции. Транспортировка контрольного груза на любых видах переправах осуществляется отдельно от участника.

2.9.4. Открывать рюкзак с контрольным грузом и оставлять его (как и рюкзак со снаряжением) незастрахованным на дистанции не допускается (за исключением мест, специально оговоренных Условиями прохождения дистанции).

3. Страховка

3.1. Все участники, находящиеся на дистанции, должны быть обеспечены верхней страховкой или самостраховкой, если иное не оговорено особо Условиями прохождения дистанции. Количество участников, которым на каждом конкретном маршруте обеспечивается судейская страховка, оговаривается в Условиях прохождения дистанции. Дистанции соревнований могут включать отдельные участки, на которых не требуется организации страховки или самостраховки, что также оговаривается особо в Условиях прохождения дистанции.

3.2. Организацию командной страховки и самостраховки при прохождении дистанции разрешается осуществлять только через соответствующие пункты страховки (ПС) и пункту промежуточной страховки (ППС), оборудованные службой дистанции, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

3.3. Запрещается нагружение судейской страховки. Положение судейской страховки участник должен контролировать самостоятельно.

3.4. На сдвоенных судейских перилах может находиться любое количество участников, на локальном участке одинарных перилах – один. Судейские пункты страховки из сдвоенной веревки в пунктах страховки, контрольных пунктах и пр. разрешается использовать для любого количества элементов, при этом разрешается крепить перила и осуществлять страховку только в специально оборудованные судейские петли. Иные требования по использованию петель (крючьев) могут оговариваться в Условиях прохождения дистанции или проведения соревнований.

3.5. Прикрепление судейской страховки к участнику и ее снятие выполняется участником самостоятельно под контролем судьи. Если участник предпринял попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его и потребовать прикрепления судейской страховки. При этом никаким штрафом участник не наказывается.

3.6. Страховочные веревки и самостраховка крепятся фиксировано к ИСС участника только спереди. Судейская страховка – на отдельном личном карабине. Точки крепления страховок относительно центра тяжести участника должны исключать возможность самопроизвольного переворота или разворота участника, несущего контрольный или командный груз.

3.7. Использование страховочной веревки для вытягивания или спуска участника запрещается.

Срыв с повисанием на командной страховке не штрафуется.

Не считается нарушением фиксация положения участника на рельефе с использованием командной страховки.

Например, участнику, который страхует, дается команда: «Закрепи!». После чёткого ответа страхующего: «Закрепил!», участник на маршруте может повиснуть на командной страховке, но не использовать её как перила для движения.

Не является нарушением возвращение на страховочной веревке участника, который не может продолжить подъем, на исходную площадку (полку).

3.8. Командная страховка на дистанциях осуществляется через страховочные устройства, размещенные на пунктах страховки или приспособленных для этого точках, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции. Использование механических страховочных (самостраховочных) устройств допускается согласно паспорту технического изделия и инструкции по его применению.

3.9. Применение для командной страховки или самостраховки схватывающих узлов запрещается, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

3.10. При страховке через страховочные устройства допускается страховка без рукавиц. В особых случаях, в связи с характером горной породы и пр., судейская коллегия может запретить страховку без рукавиц (специализированных перчаток), о чем должно быть особо оговорено в Условиях проведения соревнований

3.11. При крутизне склона менее 50°, а также при прохождении наклонной переправы разрешается осуществлять командную страховку непосредственно через карабин ПС с углом охвата не менее 90°, что обязательно должно быть указано в Условиях прохождения дистанции. Участник, осуществляющий страховку, должен находиться в рукавицах (перчатках). Перчатки, используемые для страховки, должны быть сертифицированы или допущены технической комиссией.

3.12. Запрещается одновременная страховка одним страхующим двух и более участников. Только в случае страховки жестко сблокированной пары транспортируемых участников допускается работа одного страхующего с двумя страховками через самосхватывающие тормозные устройства. Запрещена одновременная работа одного участника со страховкой и транспортировочной веревкой

3.13. Расстояние между командными ППС, а также от ПС до первого (последнего) ППС должно составлять, как правило, от 2 до 5 метров и может дополнительно оговариваться Условиями прохождения дистанции.

3.14. Допускается проведение соревнований с организацией движения первого участника только с нижней командной страховкой и без предоставления верхней судейской страховки по специально оборудованному маршруту. При этом пропуск судейского ППС запрещается (снятие группы, связки, участника). Веревка нижней страховки — только динамическая.

3.15. Страховкой при переправах является комплекс из транспортировочных веревок и

— сопровождающей веревки при горизонтальных переправах;

— верхней командной страховки при наклонных и крутонаклонных переправах, при этом допускается осуществлять верхнюю командную страховку на наклонных переправах без применения страховочных устройств.

3.16. Страховочные точки на скальном и ледовом рельефе:

− на скальном рельефе применяются элементы, по паспорту и инструкции применения предназначенные для страховки — скальные крючья, различные формы скальных закладок, френды и др.,

− на ледовом рельефе применяются ледобурные крючья сечением не менее 20 мм, и длиной не менее 150 мм. При этом они должны быть завинчены в лед полностью так, чтобы серьга подключения к ледобуру страховочного или крепежного карабина ложилась на лед, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

4. Разъяснение нарушений

4.1. При судействе по штрафной системе в случае нарушения участник получает штрафные баллы согласно таблице нарушений и её разъяснений. Если таблицей нарушений данное нарушение не классифицировано, то штраф не выставляется. Прилагаемая таблица нарушений может быть дополнена или изменена разъяснениями в Условиях проведения соревнований.

4.2. Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается один штраф равный максимальному значению штрафа, входящего в этот перечень нарушений.

4.3. При прохождении дистанции участниками судьи на этапе фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских карточках и объявляют их участникам. Если допущенная ошибка непосредственно ведет к нарушению безопасности, то судья требует ее устранения, вплоть до остановки движения участника или группы (команды, связки, участника). (Например: участник предпринял попытку выхода на маршрут без верхней судейской или командной страховки. Судья обязан остановить его и потребовать обеспечения страховки).

4.4. За невыполнение требований судьи группа (команда, связка, участник) могут быть сняты с дистанции решением главного судьи или заместителем главного судьи по судейству (виду дистанции).

4.5. Нарушения, наказываемые штрафом «снятие», должны фиксироваться не менее, чем двумя судьями. Решение о снятии группы (команды, связки, участника) с дистанции принимает главный судья соревнований или заместитель главного судьи по дистанции (по виду или по судейству).

4.6. Если допущенные участниками соревнований нарушения (не связанные с безопасностью) не оговорены Правилами, Положением, Условиями или настоящим Регламентом, то они должны трактоваться в пользу участников.

4.7. По Условиям проведения соревнований, Условиям прохождения дистанции, таблицам штрафов и другим вопросам судейства официальными являются разъяснения главного судьи соревнований, а на дистанциях – его заместителей, зафиксированные в протоколе, вывешенные для информации не менее, чем за 30 минут до старта первого участника, связки, группы.

4.8. Все пункты регламента с указанием «Запрещается» следует понимать таким образом:

− судья предупреждает группу (команду, связку, участника) о запрещении выполнения приема, действия и т.д. и сообщает об этом зам. Гл. судьи;

− в случае игнорирования запрещения – группа (команда, связка, участник) может быть снята с данного вида соревнований.

 

5. Разъяснение нарушений по технике

Таблица нарушений по технике (штрафная система судейства)

№ п/п Нарушения,ошибки Штраф вбаллах Описание нарушения
1 Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции снятие Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функцииСтраховка (при отсутствии самостраховки) отстегнулась и ее невозможно немедленно восстановить.Недопустимо большой маятник (после трех предупреждений).
2 Прекращение страховки (самостраховки) 5 Временное отсутствие у участника страховки или самостраховки.Страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушения Правил и Условий и без перемещения по рельефу.- прекращение страховки страхующим,

— неправильный переход от страховки к самостраховке,

— неправильная перестежка на перилах,

— недопустимо большой маятник (после двух предупреждений).

3 Неправильная страховка (самостраховка) 3 Страховка, которая может не обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего:- неправильные действия страхующего,- неправильные действия страхуемого,

— неправильное расположение страхующего относительно страхуемого,

— неправильное движение по перилам.

4 Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке Снятие Полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельеф) с прекращением падения благодаря срабатыванию судейской страховки. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, штраф не выставляется.
5 Использование судейской страховки как точки опоры для передвижения 10 Однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование её для поддержания равновесия.
6 Выходза ограничение Снятие Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения и продолжение движения за зоной ограничения.
7 Использование опоры за ограничением 10 Нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Если участник выходит за ограничение в результате срыва – штраф «выход за ограничение» не ставится;- касание воды (земли) участником в зоне ограничений при переправе.Касание опоры за ограничением стоя на месте не штрафуется.
8 Пропуск пункта промежуточной страховки 5 — забитый командный крюк вырвался в пункте промежуточной страховке при прохождении первого участника до его постановки на самостраховку или при выполнении этапа траверс,- превышено расстояние между пунктами промежуточной страховки,- прощелкивание страховочной веревки в карабин на следующем пункте,
9 Не выбиткомандный крюк (пункт промежуточной страховки) 5 Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды или прохождения этапа забитого командного крюка или закладного элемента.
10 Неправильное выполнениеэлемента техническогоприема 5 — провис транспортировочных веревок ниже ног сопровождающего,- неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок,- перенос нагрузки при транспортировке на грудную обвязку,

— двойные веревки выше точки закрепления транспортируемого участника не связаны общим узлом,

— фиксирующий узел на двойных веревках связан из одинарного репшнура,

— фиксирующее устройство из репшнура закреплено на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза,

— концы транспортировочных веревок не закреплены,

— резкое протравливание транспортирующих веревок,

— сопровождающий не предохраняет транспортируемого участника от ударов о рельеф,

— неаккуратное обращение с транспортируемым участником,

— отсутствие фиксирующего устройства в системе спуска-подъема,

— транспортируемый участник оказывает помощь во время подготовки к транспортировке или во время движения.

11 Потеря:Контрольногогруза

основной

веревки

прочего

снаряжения

снятие101 — груз оставлен на дистанции и команда не в состоянии вернуть его без нарушения Условий или обеспечения безопасности;- падение контрольного груза. К нарушению относится также повреждение упаковки контрольного груза, повлекшее за собой утерю его части;Отказ или невозможность вернуть снаряжение без нарушения условий.

— потеря основной веревки длиной не менее 5 м;

— каждая оставленная или утерянная единица снаряжения или сблокированная система снаряжения. Оттяжка с карабинами – 1 балл. Крюк с оттяжкой – 2 балла. Потеря вспомогательной веревки оценивается, в зависимости от её функций на дистанции, по решению судейской коллегии.

Потеря личных вещей (косынка, повязка, очки, очки и т.п.) не штрафуется.

 

 

Таблица нарушений по технике (система без штрафов)

Таблица 3А

№ п/п Нарушения, ошибки Наказание Описание нарушения
1 Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции снятие Потеря страховки (при отсутствии самостраховки) и невозможность её немедленного восстановления.Пропуск пункта промежуточной судейской страховки (после второго предупреждения)
2 Прекращение страховки (самостраховки) Предупреждение — временное отсутствие у участника страховки или самостраховки; страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушения Правил и Условий,- прекращение страховки страхующим.
3 Неправильная страховка (самостраховка) Предупреждение — неправильный выбор вида страховки, согласно рекомендаций,- не пристегнут конец страховочной веревки.- страховка без рукавиц, согласно Условий или рекомендаций,

— провис страховочной веревки ниже ступней страхуемого на этапах подъема-спуска,

— недопустимо большой маятник,

— нахождение участника под движущимся участником,

— взаимное перетирание веревок,

— нагружение командных перил более чем одним участником на одном участке,

— использование страховочной веревки в качестве перил. Однократное нагружение командной страховки не штрафуется.

4 Срыв участника с повисанием на судейской страховке Предупреждение Полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельеф) с прекращением падения благодаря срабатыванию судейской страховки. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, штраф не выставляется.- нагружение пункта промежуточной судейской страховки.
5 Использование судей-ской страховки как точки опоры для передвижения Предупреждение Однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование её для поддержания равновесия.
6 Выход за ограничение Предупреждение Нарушением является выход за ограничение и продолжение движения за зоной ограничения. Если участник вышел за ограничение и вернулся в обозначенный коридор – штраф выход за ограничение.
7 Использование опоры за ограничением Предупреждение Нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Если участник выходит за ограничение в результате срыва – штраф «выход за ограничение» не ставится. Касание опоры за ограничением стоя на месте не штрафуется.
8 Пропуск пункта промежуточной страховки Предупреждение — пропуск пункта промежуточной командной страховки.- забитый командный крюк вырвался в пункте промежуточной страховке при прохождении первого участника до его постановки на самостраховку или при выполнении этапа траверс.- превышено расстояние между пунктами промежуточной страховки.
9 Неправильное выполнение элемента технического приема Предупреждение — провис транспортировочных веревок ниже ног сопровождающего,- неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок,- перенос нагрузки при транспортировке на грудную обвязку,

— двойные веревки выше точки закрепления транспортируемого участника не связаны общим узлом,

— фиксирующий схватывающий узел на двойных веревках связан из одинарного репшнура,

— фиксирующее устройство из репшнура закреплено на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза,

— концы транспортировочных веревок не закреплены,

— резкое протравливание транспортирующих веревок,

— сопровождающий не предохраняет транспортируемого участника от ударов о рельеф,

— неаккуратное обращение с транспортируемым участником,

— отсутствие фиксирующего устройства в системе спуска-подъема,

— транспортируемый участник оказывает помощь во время подготовки к транспортировке или во время движения.

10 Не выбит командный крюк (пункт промежуточной страховки) СогласноУсловий соревнований — оставленный на дистанции командный ППС;- согласно Условий прохождения дистанции (маршрута, этапа).
11 Потеря:контрольного грузаосновной веревки

прочего снаряжения

Согласно условий соревнований Отказ или невозможность вернуть снаряжение без нарушения условий.- потеря основной веревки (диаметром не менее 10 мм) длиной не менее 5 м.- каждая оставленная или утерянная единица снаряжения или сблокированная система снаряжения. Потеря вспомогательной веревки оценивается, в зависимости от её функций на дистанции, по решению судейской коллегии.

Потеря личных вещей (косынка, повязка, очки и т. д.) не судится.

 

 

При проведении соревнований по бесштрафной системе количество предупреждений и действие участников при их получении оговаривается в Условиях проведения соревнований.

5.1. Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции – снятие.

Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции. Нарушением считается:

5.1.1. Конец страховочной веревки отстегнулся при прохождении маршрута (этапа) от индивидуальной страховочной системы участника, самостраховка отсутствует и страховку нельзя восстановить самостоятельно без дополнительных передвижений участника;

5.1.2. Когда участник ушел на такое расстояние в сторону («маятник»), что страховочная веревка перестала выполнять функцию страховки. Штраф налагается, если после третьего предупреждения участник не принимает мер к устранению маятника.

5.2. Прекращение страховки – 5 баллов.

Нарушением считается временное отсутствие у участника страховки или самостраховки; страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без перемещения участника по рельефу.

Нарушением считается:

5.2.1. Прекращение страховки страхующим:

— выпуск веревки из регулирующей руки (при этом применение специальных, предназначенных для этого сертифицированных страховочных устройств, используемых в соответствии с рекомендациями производителя по их применению, снимает это требование);

— неправильная смена страхующего.

5.2.2. Потеря страховки страхуемым:

— начало движения без командной страховки;

— неправильная замена страховочной веревки.

5.2.3. Неправильный переход от страховки к самостраховке:

— снятие с самостраховки без командной страховки;

— прекращение командной страховки при отсутствии самостраховки.

5.2.4. Неправильная перестежка на судейских перилах (при отсутствии командной страховки) – отстегивание от одного участка перил до пристегивания к другому.

5.2.5. Недопустимо большой маятник. Штраф выставляется, если после второго предупреждения участник не принимает мер к уменьшению маятника.

5.3. Неправильная страховка – 3 балла.

Страховка, которая может не обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего. Штраф дается за каждый неправильно выполненный прием на маршруте (этапе). Нарушением считается:

5.3.1. Неправильные действия страхующего:

— не закреплен конец страховочной веревки на ПС или на участнике на данном ПС или веревки сопровождения при навесной переправе, маятнике и пр. (кроме водной переправы);

— страховка без рукавиц (перчаток) при отсутствии страховочного устройства;

— страховка через незамуфтованный карабин на ПС, или карабин размуфтовался в процессе страховки;

− на навесной переправе – отсутствие второго (подстраховочного) карабина на транспортировочных веревках.

5.3.2. Неправильные действия страхуемого:

— большое провисание страховочной веревки — ниже ступней страхуемого при верхней страховке;

— выход на большой маятник. Штраф выставляется, если после предупреждения судьи участник не принимает мер к уменьшению маятника.

5.3.3. Неправильное расположение страхующего относительно страхуемого:

— под движущимся участником;

— под перемещаемым грузом;

— в зоне перемещения страховочной веревки при срыве страхуемого;

— взаимное перетирание страховочных (самостраховочных) веревок.

5.3.4. Неправильное движение по перилам (при отсутствии командной страховки, самостраховки) — нахождение более одного участника на одном локальном участке одинарных перил, отсутствие узла на спусковой веревке.

5.4. Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке — снятие.

Нарушением считается полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе) с прекращением падения благодаря срабатыванию судейской страховки.

Верхним является участник, обеспеченный нижней командной страховкой, т.е. когда верхний пункт, в карабин которого заложена веревка командной страховки, находится ниже ног страхуемого. При траверсе участник, обеспеченный односторонней командной страховкой, считается верхним, а обеспеченный двусторонней командной страховкой или односторонней стра-ховкой и командными перилами, считается нижним. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, вопрос решается в пользу команды.

Рекомендуется при срыве не снимать участника (связку, группу) с дистанции, а наказывать штрафом в 10 баллов. При этом в Условиях прохождения дистанции должно быть оговорено количество допускаемых срывов на каждом маршруте этапе или каждым участником (как правило, допускается не более 3 срывов).

5.5. Использование судейской страховки для передвижения – 10 баллов.

Нарушением считается каждое однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование ее для поддержания равновесия.

При навесной переправе нарушением считается однократное нагружение судейской страховки (судейских страховочных перил) самостраховкой переправляющегося участника.

5.6. Выход за ограничением – снятие.

Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения, т.е. прекращение его контакта с дистанцией.

5.7. Использование опоры за ограничением — 10 баллов.

Нарушением считается нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Штраф налагается за каждое разовое нагружение опоры и суммируется в пределах этапа, но не более 5 раз.

Не является нарушением:

– касание неплотно прилегающего к рельефу ограничительного материала;

– перенос конечностей или тела по воздуху над ограничительными линиями или над зоной ограничения;

– касание ограничительных линий или рельефа за ограничением свободными частями одежды или висящим на участнике снаряжением, контрольным грузом и т.д.

Условиями прохождения дистанции может быть оговорена дополнительная регламентация су-действа данного пункта. (Например: «Ограничения действуют только для первых участников на маршрутах (этапах)» или «Транспортировка контрольного груза в створе ограничений» и др.).

Судейская коллегия имеет право трактовать многократное использование опоры за ограничением или выход участника за ограничение и продолжение движения вне линий ограничений как «Движение за ограничением» — штраф 50 баллов. При этом — движение за ограничением первого участника – снятие.

5.8. Пропуск пункта промежуточной страховки – 5 баллов.

Командный пункт промежуточной страховки (ППС) считается пропущенным, после прощелкивания страховочной веревки в карабин на следующем пункте или если расстояние между ППС (или ПС и ППС) превышает допустимый интервал, если иной интервал не оговорен в Условиях прохождения дистанции.

Нарушением считается:

— страховочная веревка не прощелкнута в пункт промежуточной страховки или отстегнулась от него до постановки участника на самостраховку в пункте страховки (ПС);

— забитый командный крюк (закладной элемент) вырвался в пункте промежуточной страховки при прохождении верхнего участника до его постановки на самостраховку в пункте страховки;

— превышено расстояние между самостоятельно организуемыми пунктами промежуточной страховки, оговоренное данным Регламентом или Условиями прохождения дистанции.

5.9. Не выбит командный крюк – 5 баллов.

Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды или прохождения этапа забитого командного крюка или закладного элемента (независимо от того, использовались ли они в качестве промежуточных пунктов страховки или как точки опоры).

Штраф налагается за каждый оставленный на дистанции крюк.

 

Если крюк или закладной элемент выпал, но не подобран командой и остался на дистанции после финиша команды, то это оценивается как потеря единицы снаряжения.

Допускается иное наказание, оговоренное в Условиях прохождения дистанции (маршрута, этапа) при оставлении личного или командного специального снаряжения, используемого при прохождении.

5.10. Неправильное выполнение элемента технического приема – 5 баллов.

Под «техническим приемом» понимается специально оговоренные в Условиях прохождения дистанции (маршрута, этапа) приемы транспортировки участника, «маятники», переправы и т.д.

Нарушением считается:

— провис транспортировочных веревок при подъеме или спуске участника с сопровождающим ниже ног сопровождающего;

— неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок (провис одной из ветвей ниже ног сопровождающего);

— перенос нагрузки при транспортировке участника на грудную обвязку участника или сопровождающего;

— сдвоенные транспортировочные веревки выше точки крепления участника и сопровождающего не связаны общим узлом или узел находится вне зоны контроля сопровождающего;

— фиксирующий схватывающий узел на двойных транспортировочных веревках связан из одинарного репшнура;

— фиксирующее устройство из репшнура при транспортировке участника закреплено непосредственно на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза;

— неправильно расположены муфты карабинов в тормозной системе (возможно развенчивание их веревкой);

— не завинчена или размуфтовалась муфта карабина в системе подъема или спуска при транспортировке участника или всех видов переправ в системе транспортировочных веревок;

— концы транспортировочных веревок при подъеме или спуске транспортируемого участника не закреплены на ПС или на участнике, находящемся на данном ПС;

— крепление карабинного тормоза непосредственно к грузовой петле без промежуточного карабина;

— регулирующие спуск (подъем) транспортируемого участника допускают резкое протравливание или выбор транспортировочных веревок (рывки);

— неаккуратное обращение с транспортируемым участником – сопровождающий не предохраняет транспортируемого участника от ударов о рельеф и т.д.;

— транспортируемый участник осуществляет помощь при транспортировке (за каждое нарушение). Если при прохождении данного маршрута (выполнения тех. приема) после 5 предупреждений судьи и объявления штрафа помощь продолжается, то команде не засчитывается прохождение маршрута (выполнение технического приема);

— транспортируемый участник производит действия во время подготовки к транспортировке или во время движения. При этом характер «травмы» должен быть оговорен в Условиях прохождения дистанции (маршрута, этапа). (Например: если оговорены «травмы ног», то команда наказывается по данному пункту, если транспортируемый участник касается ногами рельефа во время транспортировки; работа транспортируемого участника руками при этом не штрафуется. В случае, когда задана «травма рук» – штрафуется работа транспортируемого участника руками. Транспортируемому участнику допускается поправлять личные вещи: каску, очки, воротник, рукавицу и т.д., а также защищать лицо от соприкосновения с рельефом, снаряжением и т.д., а также совершать действия, направленные на обеспечение личной безопасности (поправлять индивидуальную страховочную систему, грузовые лямки и прочее, предупредив об этом судью).

— спуск по веревке без наличия трения о спусковое устройство и т.п.

5.11. Потеря контрольного груза, основной веревки и прочего снаряжения.

Потерянным считается снаряжение (контрольный груз), если оно оставлено на дистанции после финиша команды, утеряно или преднамеренно сброшено.

Не является нарушением, если снаряжение, оставленное или утерянное в пределах дистанции (этапа) одним участником, доставит к финишу другой.

Пришедшее в негодность групповое или личное специальное снаряжение (например: сломался молоток, лесенка или порвалась вспомогательная веревка), но не оставленное на дистанции после финиша команды не считается потерянным.

5.11.1. Потеря контрольного груза – снятие.

Нарушением считается, когда груз оставлен на дистанции и команда не в состоянии вернуть его без нарушения Условий соревнований или обеспечения безопасности.

К нарушению относится также падение контрольного груза, повреждение его упаковки, повлекшее за собой утерю его части.

5.11.2. Потеря основной веревки – 10 баллов.

Нарушением считается также сбрасывание или перебрасывание основной веревки, не закрепленной хотя бы одним концом или не удерживаемой руками.

5.11.3. Потеря прочего снаряжения – 1 балл.

Штраф налагается за каждую оставленную или утерянную единицу личного или группового специального снаряжения. Если группа предметов сблокирована в единую систему (например, оттяжка с жестко прикрепленными к ней карабинами), то при утере она считается за один предмет.

Потеря личных вещей участников (часы, очки, шапочки и т.д.) не штрафуется.

6. Разъяснение таблиц нарушений по тактике

Таблица штрафных баллов по тактике

Таблица 4

Наименование нарушения Баллы
1 Заявки по тактике не сдана 50% от общего контрольного времени (То)
2 Отклонение от прохождения заявленного маршрута (на каждом участке) 5
3 Изменение места применения технических средств или приемов 10
4 Изменение схемы технического приема (полиспаста, подъема по веревке и др.) 10
5 Изменение способа движения или изменение способа транспортировки контрольного груза (на каждом участке) 3
6 Изменение количества участников или их номеров при прохождении маршрутов (этапов), а также номеров транспортируемых участников. 3
7 Изменение заявленного времени прохождения (за 1%) 0,2
8 Общее впечатление 1 – 5

 

Примечание: в отдельных случаях судейская коллегия может оговорить в Условиях проведения соревнований изменение (уменьшение или увеличение) или введение дополнительных штрафов.

6.1. Заявка по тактике не сдана — 50% от общего контрольного времени (То)

Команда не сдала тактическую заявку за 15 мин. до старта первой команды на дистанции, или времени оговоренного Условиями проведения соревнований

6.2. Отклонение от заявленного маршрута (на каждом участке) – 5 баллов.

Изменен порядок прохождения или количество отдельных заявленных пунктов на маршруте, этапе (за каждый).

6.3. Изменение места применения технических средств или приемов – 10 баллов.

Изменение точек применения технических приемов – переправы, полиспаста, вытягивания контрольного груза, перил и др. (за каждый).

6.4. Изменение схемы технического приема (полиспаста, подъема по веревке и др.) – 10 баллов.

Изменение вида полиспаста, элементов наращивания веревок, тормозного устройства и др. (за каждый).

6.5. Изменение способа движения и изменение способа транспортировки контрольного груза (на каждом участке) – 3 балла.

Изменение способа движения — например: вместо лазания — движение по перилам, или способа транспортировки контрольного груза: вместо подъема на участнике – вытягивание его веревкой и др. (за каждый).

6.6. Изменение количества участников или их номеров на маршрутах (этапах), а также номеров транспортируемых участников – 3 балла.

Изменены номера участников или транспортируемых участников на маршрутах или этапах.

Изменено количество участников, идущих по разным маршрутам этапа (например: на этапе «Подъем» по М1 заявлено 2 участника, по М2 – 4 участника, а фактически идут по 3 частника на каждом маршруте).

6.7. Изменение заявленного времени (за 1%) – 0,2 балла.

Оценивается разница фактического времени прохождения дистанции от заявленного (за каждый 1% отклонения).

6.8. Общее впечатление – от 1 до 5 баллов.

Неспортивное и неэтичное поведение участников внутри команды и по отношению к судьям — нецензурная лексика в адрес члена команды, нецензурная лексика в адрес судей и зрителей.

 

Автор публикации: Евгений Плешанов

Мероприятия

  • Нет мероприятий

Календарь

<< Мар 2024 >>
ПВСЧПСВ
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31